Жоан Миро. Биография и картины

Жоан (Хуан) Миро-и-Ферра (1893-1983) – испанский художник, скульптор, график и дизайнер, ведущий представитель абстрактного искусства.

a1Жоан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне в семье ювелира-часовщика. Талант к рисованию проявился в нем достаточно рано. Уже в возрасте 8 лет он создавал картины, по которым можно было понять – мальчик станет известным художником.

Родители Миро были рады успехам сына, но настояли на получении им прежде всего «настоящей» профессии. В 1907 году Жоан поступает в школу коммерции, параллельно посещая занятия в Барселонской Школе изящных искусств де ла Лонха. С успехом закончив обучение, в 1910 году Миро устраивается на должность помощника бухгалтера в «Дом Дальмо-и-Оливерас», торгующий аптечными и колониальными товарами. Но уже через год он тяжело заболевает тифозной лихорадкой и для поддержания ослабшего здоровья переезжает на только что приобретенную родителями ферму в Монтройге. Здесь, вдохновленный каталонской природой, Миро решает посвятить себя и свою жизнь искусству.

В период с 1912-1915 гг. Жоан обучается в частной художественной академии Франсиско Гали в Барселоне. В это время молодой художник пишет свои первые серьезные работы («Фермер», 1914). Здесь он также знакомится с каталонскими живописцами, в том числе будущим своим помощником, керамистом Л. Артигасом.

Не ограничиваясь занятиями в Академии, Миро черпает знания и вдохновение на выставках, экспонирующих картины различных передовых направлений – импрессионизм, фовизм, кубизм. Все они в дальнейшем оказали влияние на дальнейшее развитие его творчества. Так, в традициях фовизма с его яркими цветами, выполнены картины «Натюрморт с розой» (1916), «Портрет В. Нубиолы» (1917), «Север-Юг» (1917). «Портрет Рикарта» (1917) несет в себе черты синтетического кубизма, а сюрреалистические тона улавливаются в работе «Монтройг, церковь и деревня» (1919).

В 1917 году в галерее «Дальмау» состоялась первая персональная выставка картин Жоана Миро, которая не принесла ему столь ожидаемого успеха. Ни одна из его 64 картин не нашла своего покупателя.

В следующем, 1918 году, Миро вместе с художниками-единомышленниками основывает «Группу Курбе», участники которой противопоставляли свое творчество традиционному консерватизму в испанском искусстве.

В это же время происходят изменения в живописной манере самого художника – наступает поворот в сторону «поэтического реализма». Для пейзажей Монтройга, написанных в 1918 году, характерны углубление перспективы, насыщенность деталей, прописанность каждого образа до мелочей («Следы телеги», «Огород с ослом», «Дом с пальмой»).

a2В 1920 году в поисках вдохновения Миро переезжает в Париж. С этого времени жить и работать он будет здесь, а лето проводить на родительский ферме в Монтройге. В столице Франции он знакомится с известными художниками – П. Пикассо и А. Массоном. Встреча с основателем кубизма не проходит для Жоана бесследно – проникаясь идеями новой живописи, он создает кубистические работы «Стол. Натюрморт с кроликом» (1920), «Стоящая обнаженная» (1921).

В Париже (1921-1925) Жоан Миро работает в мастерской по улице Бломе, 45, по соседству с А. Массоном. Постепенно вокруг художников формируется «Группа с улицы Бломе», объединяющая деятелей искусства с общими идеями и одинаково бедственным положением: А. Арто, Ж. Батай, Ж. Лимбург, Ж. Дюбуффе, П. Элюар.

В этой мастерской Миро пишет картину «Ферма» (1921-1922), ставшую вершиной его «поэтического реализма». Полотно насыщенно множеством повседневных объектов, каждый из которых имеет особое символическое значение и дает возможность каждому зрителю интерпретировать ее смысл по своему. «Ферма» была куплена у Миро Э. Хемингуэем, который был частым гостем его мастерской.

Весной 1921 года в парижской галерее «Ликорн» проходит первая международная выставка Миро, так же не имевшая значительного успеха.

В 1923-24 гг. художник пишет картины «Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж (Охотник)», ознаменовавшие собой плавный переход творчества Миро в сторону сюрреализма. Природные формы и элементы здесь замещаются геометрическими фигурами и чертежной графикой.

В 1924 году Миро сближается с группой сюрреалистов во главе с А. Бретоном. Вдохновленный их идеями, на своих полотнах этого периода он изображает ирреальный, полуфантастический мир с глубокой прорисовкой деталей и ярким насыщенным колоритом. Таковы работы «Пашня» (1923-24), «Карнавал Арлекина» (1924) и «Материнство» (1924).

Во второй половине 20-х творчество художника приобретает все более абстрактное содержание, наполненное органичными формами. Постепенно складывается индивидуальный язык живописных идеограмм, используемый мастером при создании картин. В живописном словаре Миро выделяются пространственные знаки – линия горизонта, звезды, солнце в верхней половине полотна; волнистые линии и элементы растительности в нижней. Две части пространства объединяются при помощи вестников – связующих знаков: лестница в небеса, летящая птица, части тела (ухо, глаз), фигуры людей с несоизмеримо большими ногами («Собака, лающая на луну», 1926; «Пейзаж. Заяц», 1927; «Человек, бросающий камень в птицу», 1926).

Впервые за долгое время, художник в 1927-28 гг. покидает Париж и отправляется в Голландию. Путешествие на родину Ван Дейка нашло отражение в работах Миро. Он создает 3 «Голландских интерьера» — «мироморфозы» с картин Сорга и Стина. Именно тот стиль, в котором выполнены «…интерьеры», принес художнику наибольшую известность в дальнейшем.

a3Жоан Миро – один из немногих художников своего времени, который не мог похвастаться большим количеством любовных связей. Впервые он женился уже в возрасте 36 лет. Его избранницей стала Пилар Ханкоса, уроженка Пальма-де-Майорки, родины матери художника. Молодожены поселяются в Париже, где, в 1931 году рождается их дочь – Мария Долорес.

Важное место в творчестве Миро в начале 30-х годов занимают коллажи, создаваемые с привлечением материалов различной природы и вырезанных иллюстраций из газет и журналов. Подобные коллажи-эскизы художник затем использует для написания живописных полотен: «Живопись» (1 и 2, 1933), «Композиция» (1933). С этого момента работы Миро начинают завоевывать внимание и интерес зрителей и художественных критиков, организуемые выставки (1930, Нью-Йорк; Барселона) заслуживают успех и одобрение публики.

Как уроженец Испании, Жоан тяжело переносит страдания, выпавшие на долю его народа с началом Гражданской войны (1936-1939). Художник не принимает непосредственного участия в ходе военных действий, но, проживая в Монтройге, сражается на стороне республиканцев с помощью искусства: «Голова мужчины», 1937; «Мужчина и женщина перед кучей дерьма», 1936.

В 1937 году, скрываясь от фашизма, художник с семьей возвращается в Париж. Не имея жилья и средств на пропитание, Миро пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», олицетворявшую тяжелое положение, в котором оказались многие в столь суровое военное время.

Одержав победу в Испании в 1939 году, фашизм продолжил свой военный марш по Европе. Беспокоясь за безопасность своей семьи, Миро решает уехать из Парижа и поселяется в Нормандии. Здесь в 1940-1941 гг. он пишет величайшие свои произведения – серию гуашевых работ «Созвездия». На 23 картинах изображены звезды, месяц, круги, птицы, животные, глаза, человеческие фигуры, то приближающиеся, то удаляющиеся друг от друга.

В 1942 году семья художника уезжает от войны в Испанию, где Миро заканчивает начатую во Франции работу над «Созвездиями». И уже в 1945 в Нью-Йорке при поддержке Пьера Матисса «Созвездия» были продемонстрированы американской публике и возымели оглушительный успех, а сам художник завоевал мировое признание.

Завершилась Вторая мировая война. Теперь перед художником были открыты безграничные возможности для реализации своей давней мечты о монументальном искусстве.

a4В 1947 году Миро создает фреску для отеля Хилтон в США, расписывает стены в ресторане «Ле Гурме», спустя 3 года исполняет фреску для Гарвардского университета.

В 1955 году художник получает заказ на роспись стен отделения ЮНЕСКО в Париже. Миро привлекает к сотрудничеству своего давнего друга керамиста Артигаса. Плодом их совместной работы становится керамический фриз «Солнце и Луна», получивший Гран-При Фонда Гуггенхайма.

В это же время, в возрасте 60 лет, художник обзаводится своей первой личной мастерской, построенной для него в Испании архитектором и близким другом Сертом.

На рубеже 60–70-х Миро увлекается скульптурой, создавая ее из подручных материалов. Некоторые из изваяний позже были отлиты в бронзе.

В 1975 году в Барселоне был основан Фонд Жоана Миро, открытый для всех молодых художников.

Жоан Миро ушел из жизни в 1983 году. За свои прожитые 90 лет художник проявил свой талант практически во всех областях искусств от живописи до керамики и поэзии, создав 2000 картин, 500 скульптур, 5000 рисунков и коллажей, 400 керамических работ.