Марк Ротко. Биография

Марк Ротко в студии

Марк Ротко в студии

Только гениальная личность может в одночасье изменить свою судьбу и, не оглядываясь на последствия предпринятого шага, поступить так, как велит внутренний голос. В 1923 г. двадцатилетний студент Йельского университета Маркус Роткович, бросил учебу в этом престижном заведении, сделав выбор в пользу искусства. Так начинался творческий путь яркого представителя абстрактного экспрессионизма Марка Ротко, взявшего себе это имя в 1940 г., после получения американского гражданства.

До эмиграции в Штаты, зажиточная еврейская семья, в которой Маркус появился на свет 25 сентября 1903 г., проживала в г. Двинске Витебской губернии. Переезд в Америку в 1913 г. был вынужденным, т. к. старшим сыновьям главы семейства – фармацевта Ротковича, грозила мобилизация в русскую армию.

В Новом Свете отец прожил недолго, семья начала испытывть материальные затруднения, но Маркус прилежно учился сначала в Линкольновской школе, затем Йельском университете, и было ясно, что он легко получит диплом юриста или инженера. В 1923 г. перспективный студент уходит из университета, переезжает в Нью-Йорк, и решает связать свое будущее с творчеством. Среди нескольких учебных заведений, в которых Ротко обучался живописи, следует выделить Художественную студенческую лигу, возглавляемую приверженцем европейского авангарда Максом Вебером.

В 1928 г. критика положительно оценила работы художника, впервые экспонировавшиеся в галерее Opportunity. Представленные картины, практически, соответствовали экспрессионистскому стилю, и были наполнены романтизмом. Начинается многолетний период преподавательской деятельности в Бруклинском еврейском центре (1929-1952 гг.), что на первых порах несколько облегчало финансовые проблемы.

В начале 1930-х гг. Ротко становится участником группы художников США, достигших успеха в абстрактном экспрессионизме, а чуть позже, его имя значится в числе основателей группы «Десять» (The Ten). Произведения этого периода («Женщина за шитьем», «В подземке», и др.) создавались еще в  реалистическом духе, но в самом начале 1940-х гг., начали появляться полуабстрактные работы, или художественные «мифологемы».

Перед началом войны, в Штаты эмигрировали многие европейские художники, и под их влиянием, живопись, в особенности, модернистская, получила новое дыхание; естественно, эволюционировало и творчество Ротко, и не последнюю роль в этом процессе сыграли представители русского авангарда (К. Малевич).

В средине 1940-х гг., в работах художника прослеживались черты европейского сюрреализма, а также влечение к беспредметности, но постепенно Ротко перестает обозначать сюжеты картин, и переходит к их нумерации.

no5К 1947 г., формирование индивидуального стиля художника завершилось, он «распрощался» с предметными элементами, и окончательно перешел к абстрактному экспрессионизму, а с началом 1950-х гг., Ротко уже в числе лидеров этого направления. В своих картинах художник работал над тем, чтобы максимально упростить их структуру, и свести ее к двум-трем зонам чистого цвета. Примечательно, что абстракции В. Кандинского, наоборот, усложнялись от полотна к полотну.

«Плавающий» эффект, получаемый Ротко с помощью цветовых пятен, ненавязчиво «убеждал» зрителя в изменчивости и непостоянстве мира, где все меняется, являясь зыбким, преходящим. Основу композиций составляли прямоугольники, выстраиваемые в вертикальный ряд. Выставка таких произведений требовала тщательной подготовки, включая специальное помещение, в котором световой поток определенной интенсивности позволял получить требуемый эффект. Картины выставлялись сериями, и исполнялись не только для выставок, но и на заказ. Так, для нью-йоркского ресторана «Времена года», Ротко написал серию из 40 декоративных панно, хотя они не были установлены на предназначенные для них места. Критики считают, что выполненный для капеллы Университета Раиса (экуменическая церковь) в Хьюстоне цикл из 14 картин – самая значительная работа художника.

Взлетев на пик популярности, Ротко не знал, что делать с бременем славы, к тому же его начала одолевать артериальная аневризма, алкогольная зависимость, семейные проблемы. Добиться в работах такой мощной экспрессии было невозможно без напряжения душевных и физических сил, и это истощало организм художника.

Занимаясь развитием своей идеи абсолютной свободы, которая достигалась, по убеждению Ротко, при условии освобождения человека от диктата разума и чувств, в 1964 г. художник подобрал для работы очередную студию, куда не проникал дневной свет. Дистанционирование от реального мира было заметно и в реальной жизни, и в картинах, при этом экспрессия его произведений получалась холодной, в них проявилась некая усталость автора. В 1969 г. Ротко поселился в студии, покинув семью. В этом помещении, где он с помощью своей живописи искал ответы на тайны бесконечности, его душа и отошла в вечность. Трагедия произошла 25 февраля 1970 г.; свободный выбор художник сделал сам, вскрыв себе бритвой вены.

Марк Ротко. Картины