Виллем де Кунинг. Биография

avkoo5Виллем де Кунинг родился 24 апреля 1904 года в Роттердаме, Нидерланды. Отец и мать Кунинга занимались торговлей алкоголем, отец в качестве распространителя, а мать – владелицы бара. Этот семейный бизнес предопределил сложившуюся в будущем алкогольную зависимость художника, от которой он страдал большую часть жизни.

Отношения в семье были достаточно напряженными, и когда Виллему исполнилось 5 лет, его родители развелись. Большую привязанность он испытывал к отцу, с которым первоначально и остался. Но вскоре по требованию матери переехал к ней.

С детских лет Кунинг проявлял художественные наклонности. Возрастающий со временем интерес к живописи привел к тому, что в возрасте 12 лет Виллем бросает школу и поступает учиться художественному ремеслу в коммерческую арт-фирму, организованную художниками-декораторами Яном и Яапи Гидингами.

Де Кунинг проявил себя как способный ученик, и по завершении обучения в 1916 году Гидинги помогли ему поступить на вечерние курсы в Роттердамскую Академию изящных искусств. За время обучения художник знакомится с творчеством Ф. Ллойда Райта, У. Уитмена, П. Мондриана, проникается идеями объединения голландских художников-абстракционистов «DeStijl». Окончив Академию с дипломом художника-ремесленника на руках, Виллем переезжает в Бельгию, где в 1924 –1926 годах продолжает получать художественное образование.

В 1926 году безбилетный пассажир-нелегал Кунинг эмигрирует в США, где планирует получить известность в качестве художника-иллюстратора. Выходец из Нидерландов, он абсолютно не знал английского языка, что отнюдь не помешало ему в поиске работы. Поселившись в голландском районе Нью-Джерси, художник первое время работал внештатным сотрудником в отделе рекламы.

avkoo2

Год спустя, он переезжает в Нью-Йорк, где знакомится с прогрессивными американскими художниками Стюартом Дэвисом и Аршилем Горки. Творчество последнего оказывает большое влияние на дальнейший путь становления Куниннга как художника-абстракциониста. Долгое время они делили одну мастерскую, проводя художественные эксперименты. Интерес у художников вызывала как проблема изображения человеческого тела, так и создание абстрактных композиций. В дальнейшем Кунингу удалось успешно соединить в своих работах оба эти направления. Окончательное же формирование индивидуальной манеры письма и твердый поворот в сторону абстракции сложились на рубеже 30-40-х годов под влиянием идей Пикассо.

В возрасте 31 года голландец Кунинг становится членом Федерального совета по искусству, а еще через 4 года получает большой заказ на создание фрески для зала Аптеки, представленном на Нью-Йоркской всемирной выставке. В это же время художник работает над портретами, в том числе и своими собственными: «Автопортрет с Воображаемым Братом» (1938), «Два мужчины, стоящие» (1938), «Стекольщик» (1940).

В 1943 году Виллем де Кунинг женится на Элен Фрид, к этому времени уже ставшей знаменитой художницей. Брак их трудно назвать идеальным – частыми гостями в доме двух художников были пьянки, обоюдные измены и выяснения отношений. В конце 50-х они разъехались, но не развелись официально. И вновь стали жить вместе лишь в середине 70-х, когда оба справились с алкогольной зависимостью.

На фоне неудачной личной жизни художника, его творчество развивалось достаточно бурно. Более того, именно в эти годы Кунинг создает свои лучшие полотна.

Как ни странно, но в этот период Виллем де Кунинг категорически отвергает все предложения о проведении выставки своих работ. Первая персональная экспозиция его картин была открыта для публики лишь в 1948 году. В галерее Игэн художник представил сложные монохромные черно-белые композиции, демонстрирующие высокое мастерство их автора как модерниста. Еще через 3 года в этой галерее были выставлены многоцветные абстракции Кунинга, среди которых – всемирно известное полотно «Яма».

В 50-е года художник работает над серией картин огромных размеров, содержанием которых стали так называемые «фигуративные абстракции», получившие одно общее название – «Женщина». Эти работы были встречены публикой неоднозначно, тем не менее, они за очень короткое время разошлись по личным коллекциям и крупным государственным музеям США. В середине 60-х художник возвращается к теме женщины и создает серию новых, написанных на дверных досках абстракций («Женщина на зеленом и бежевом фоне», 1966; «Две фигуры в пейзаже», 1967; «Женщина в пейзаже», 1968).

Творчество Кунинга находило широкий отклик, его картины были высоко оценены современниками, а сам художник неоднократно получал почетные награды, звания и премии: медаль Свободы (1964), кавалер голландского ордена Оранж-Нассау (1979), Императорская премия (1989). Всемирную славу и звание выдающегося деятеля американского искусства XX века художник обрел в 1969 и 1978 гг., после показа ретроспективных выставок его работ в Музее современного искусства и музее Гуггенхайма.

70-е года в творчестве художника характеризуются плавным возвращением от фигуративности к полной абстракции, тяготением к написанию пейзажей, воды, природных явлений («North Atlantic Ligth», 1977).

Уже будучи пожилым человеком, поборовшим длительную алкогольную зависимость и страдающим болезнью Альцгеймера, Кунинг продолжал работать. Картины позднего периода более декоративны, светлые и яркие, они насыщены жизненной силой и энергией.

С наступлением 90-х гг. художник начинает писать все меньше, и к 1995 отказывается от занятий живописью. А еще через 2 года, непревзойденный мастер абстрактного экспрессионизма уходит из жизни.

Виллем де Кунинг при жизни находился в ряду самых востребованных художников на рынке произведений искусств, и остается таковым в настоящее время. Его работа «Женщина III» в 2006 году была продана за 137,5 млн долларов, в результате чего вошла в десятку самых дорогих картин мира.

Виллем де Кунинг. Картины